Страховые взносы с МРОТ за директора с 2026 года: разъяснения ФНС России
С 1 января 2026 года за руководителя коммерческой организации необходимо начислять страховые взносы с базы не ниже федерального МРОТ — даже при отсутствии выплат, трудового договора или фактической деятельности. Позиция подтверждена ФНС России в письме от 22.12.2025 № БС-4-11/11507@.
Нормативная база
Основание:
- п. 1 ст. 421 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ)
- Федеральный закон от 28.11.2025 № 429-ФЗ
- Письмо ФНС России от 22.12.2025 № БС-4-11/11507@
Согласно разъяснениям ФНС, минимальная база для начисления страховых взносов в отношении руководителя коммерческой организации определяется исходя из федерального МРОТ, установленного на начало календарного года.
С 1 января 2026 года федеральный МРОТ составляет 27 093 руб.
Как упростить расчет взносов за директора
В 1С:ЗУП минимальная база по МРОТ, расчет страховых взносов и отражение данных в РСВ формируются автоматически с учетом разъяснений ФНС.
Узнать подробнееКак определяется минимальная база по взносам
- Используется федеральный МРОТ, без районных коэффициентов и северных надбавок
- База определяется ежемесячно
- Применяется в течение всего периода полномочий руководителя
Минимальная величина базы не зависит от:
- наличия или отсутствия трудового договора
- фактического ведения финансово-хозяйственной деятельности
- количества отработанных часов
- наличия других трудовых или гражданско-правовых договоров
Если директор руководит несколькими организациями
ФНС разъяснила: если одно физическое лицо указано в ЕГРЮЛ как руководитель в нескольких организациях, каждая из них обязана начислять страховые взносы с минимальной базы в размере МРОТ.
Аналогичный подход применяется, если уставом предусмотрено несколько единоличных исполнительных органов — минимальная база рассчитывается отдельно по каждому физическому лицу.
Отчетность: РСВ и персонифицированные сведения
- расчет по страховым взносам (РСВ)
- персонифицированные сведения
В РСВ указывается:
- минимальная база в размере МРОТ
- сумма страховых взносов, исчисленных с этой базы
- код застрахованного лица в разделе 3
МРОТ и страховые взносы при АУСН
ФНС отдельно указала, что минимальная база по МРОТ определяется независимо от применяемого налогового режима, включая АУСН.
При этом:
- на АУСН действует тариф страховых взносов 0 %
- взносы за руководителя фактически не уплачиваются
- информация о сформированной базе передается в уполномоченный банк
Контроль МРОТ и отчетности без ошибок
1С:Бухгалтерия помогает корректно формировать РСВ, учитывать МРОТ и передавать сведения при АУСН с учетом требований ФНС.
Получить консультацию