Пониженные тарифы страховых взносов в 2026 году: кто сохранит льготы и как применять новые правила
Краткий ответ: С 2026 года пониженные тарифы страховых взносов сохранятся, но только для определенных категорий плательщиков, отвечающих новым строгим критериям. Основные изменения касаются субъектов МСП, ИТ-компаний, организаций радиоэлектронной промышленности, некоммерческих и религиозных организаций. Для корректного расчета и применения льгот необходимо проверить соответствие основному виду деятельности и доле доходов от него (не менее 70%), а также отслеживать актуальный перечень приоритетных отраслей для МСП. Все изменения закреплены в Федеральном законе от 28.11.2025 № 425-ФЗ.
Новый закон вносит масштабные изменения в Налоговый кодекс РФ, уточняя круг льготников и условия применения льгот. Эта статья поможет бухгалтерам, руководителям МСП, ИТ-компаний и НКО понять, как планировать расходы на фонд оплаты труда с 2026 года, и не ошибиться в расчетах.
1. Новые правила для субъектов МСП: льгота только для приоритетных отраслей
Сейчас большинство субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) из Единого реестра МСП применяют пониженный тариф 15% к выплатам, превышающим 1,5 МРОТ в месяц (ст. 427 НК РФ).
С 1 января 2026 года право на эту льготу сохранится только для тех субъектов МСП, чей основной вид деятельности входит в специальный перечень приоритетных отраслей (новый п. 13.3 ст. 427 НК РФ).
- Основной вид деятельности (ОВД) должен быть из перечня, утверждаемого Правительством РФ (ориентировочно — социально значимые и приоритетные для экономики отрасли).
- Этот ОВД должен быть указан в ЕГРЮЛ/ЕГРИП как основной.
- Доля доходов от этого вида деятельности должна составлять не менее 70% по итогам каждого отчетного периода (п. 13.3 ст. 427 НК РФ в ред. Закона № 425-ФЗ).
- Несоблюдение условия о 70% доле дохода ведет к перерасчету взносов по общему тарифу (30%) с начала года.
Компании МСП в сфере обрабатывающих производств сохраняют свой особый льготный тариф 7.6% (с выплат свыше 1,5 МРОТ) на прежних условиях (пп. 17 п. 1, п. 2.5 ст. 427 НК РФ).
2. Изменения для ИТ-компаний: двухступенчатый тариф вместо единого
До конца 2025 года аккредитованные ИТ-компании платят страховые взносы по единой льготной ставке 7.6% на все выплаты сотрудникам, независимо от предельной базы.
С 2026 года для них вводится прогрессивная шкала (новый п. 2.2-2 ст. 427 НК РФ):
| База для начисления взносов на сотрудника в 2026 году | Ставка страховых взносов для ИТ-компаний с 2026 г. |
|---|---|
| Выплаты в пределах предельной базы (2 979 000 руб.) | 15% |
| Выплаты сверх предельной базы (2 979 000 руб.) | 7.6% |
- Льгота применяется с 1-го числа месяца получения аккредитации, если на этот момент выполнено условие о 70% доле доходов от ИТ-деятельности по итогам периода (дополнение в п. 5 ст. 427 НК РФ).
- Льгота не применяется организациям, являющимся резидентами «Сколково» или инновационных научно-технологических центров (запрет по ФЗ №217).
- Предельная база на 2026 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.2025 № 1705 и составляет 2 979 000 рублей.
Рис. 1 — Сравнение тарифов страховых взносов для ИТ-компаний до и после 2026 года
3. Возврат нулевой ставки для радиоэлектронной промышленности
Организации, включенные в реестр радиоэлектронной промышленности, с 2026 года вновь получают выгодные условия, действовавшие в 2023-2024 гг. (возвращена редакция п. 2.2 ст. 427 НК РФ):
Условие о применении льготы с 1-го числа месяца включения в реестр при соблюдении 70% доли доходов также добавлено в п. 14 ст. 427 НК РФ.
4. Некоммерческие и благотворительные организации: льгота продлена, но ставки выросли
Для НКО и благотворительных организаций на УСН, работающих в соцобслуживании, науке, образовании, здравоохранении, культуре и массовом спорте, льготный порядок продлен до 2036 года.
Но с 2027 года для них вводится та же прогрессивная шкала, что и для ИТ-компаний (новый п. 2.2-2 ст. 427 НК РФ):
- 15% — с выплат в пределах предельной базы.
- 7.6% — с выплат сверх предельной базы.
2026 год остается переходным — они еще могут применять старые ставки (7.6% и 0%).
5. Религиозные организации
Для централизованных религиозных организаций и их структурных подразделений действие льготных тарифов (7.6% и 0%) продлено до 2036 года без изменений (пп. 23 п. 1, п. 2.6 ст. 427 НК РФ).
Автоматизируйте расчет сложных страховых взносов с 2026 года
Новые правила требуют тщательного отслеживания видов деятельности, расчета доли доходов и применения разных тарифов. Ручной расчет чреват ошибками и доначислениями.
1С:Зарплата и управление персоналом 8
Решение автоматически применяет корректные тарифы страховых взносов в зависимости от категории сотрудника и статуса организации. Поможет:
- Настроить различные льготные тарифы для разных подразделений или видов договоров.
- Контролировать предельную базу для начисления взносов по каждому сотруднику.
- Формировать регламентированную отчетность (РСВ, 4-ФСС) с учетом всех новшеств.
- Учесть условие о 70% доле доходов для применения льготы (при интеграции с 1С:Бухгалтерией).
1С:Бухгалтерия 8
Для субъектов МСП, ИТ-компаний и НКО критически важно корректно вести учет доходов по видам деятельности. 1С:Бухгалтерия 8 позволяет:
- Вести раздельный учет доходов и расходов по разным видам деятельности (ОКВЭД/ОКВЭД2).
- Автоматически рассчитывать долю доходов от льготируемой деятельности для подтверждения права на пониженный тариф.
- Своевременно формировать все налоговые регистры и декларации.
- Работать в едином контуре с 1С:ЗУП для безошибочного расчета ФОТ и взносов.
