01.04.2015   Чем грозит бизнесу использование контрафактного ПО


Еще недавно профессионалы со смехом рассказывали о теоретической возможности осуществить проверку ПО организации на наличие контрафактных экземпляров. Сегодня это стало реальностью.

В России действует около полусотни нормативно-правовых актов, так или иначе регулирующих защиту авторских прав и прав на товарные знаки.

Защиту авторских прав и прав на товарные знаки регулируют и Конституция России, и 4 часть гражданского Кодекса РФ (претерпела значительные изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г), и Уголовный Кодекс с Кодексом об административных правонарушениях, и Бернская конвенция 1886 г. с Договором об авторском праве ВОИС. О многочисленной судебной практике и говорить не приходится: значительные в плане применения и толкования судебные постановления суда по интеллектуальным правам и ВАС РФ выходят по нескольку раз в месяц.

Обширная практика развязывает руки правоприменителям. Имея перед глазами большое количество законов, международных договоров и кучу судебной практики, органы исполнительной власти практически имеют подробную инструкцию по выявлению, раскрытию и пресечению нарушений исключительных прав на произведения, в том числе на программы для ЭВМ. Список органов также значительно вырос за последние несколько лет. Еще в 2007 году многие профессионалы со смехом рассказывали о теоретической возможности осуществить проверку программного обеспечения, используемого в организации, на наличие контрафактных экземпляров. Сегодня это стало реальностью.

Кто имеет право проводить проверки в организации на предмет соблюдения законодательства о защите авторских прав

1. Полиция. Здесь следует провести четкое разделение на оперативные подразделения и всех прочих. Оперативные подразделения – это в первую очередь Отделы К и БЭП (отделы и управления экономической безопасности и противодействия коррупции). Отделы К с недавних пор в принципе сосредоточены на выявлении и пресечении преступлений в сети Интернет, хотя изредка и встречаются проверки в отношении организаций – конечных пользователей (в первую очередь в южных регионах: Челябинская область и национальные республики Поволжья и Кавказа). Практика ОЭБов гораздо обширнее. Причин тут несколько, но одной из главных стоит назвать «активную гражданскую позицию населения». Несмотря на долю иронии, необходимо признать факт: донос в полицию на бывшего и даже текущего работодателя вошел в норму. До 90% всех проверок всеми органами проводятся на основании письменных обращений бывших работников. Обращаются бывшие работники и напрямую в правоохранительные органы и на сайты правообладателей (в таких случаях есть возможность сохранить анонимность). Отделы ЭБиПК занимаются выявлением преступлений по ч. 2 ст. 146 УК РФ. В случаях, если при проведении проверки будет установлено, что стоимость незаконно использованных программ превышает 100 тыс. рублей, компьютеры подлежат изъятию и направлению на длительную экспертизу.

Гораздо меньшие проблемы ожидают нарушителей в случаях, когда размер деяния не превышает этой суммы, либо когда изначально проверка ориентирована на выявление административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ. В этом случае изъятие компьютеров, как правило, не требуется, хотя на практике и нередки случаи, когда они все же изымаются – для перестраховки. Активно занимаются выявлением административных правонарушений в тех регионах, где остались функционировать ЦИАЗы (бывшие ОБППРиАЗы) – центры исполнения административного законодательства. В большинстве субъектов РФ они ликвидированы, в некоторых же существуют и весьма неплохо работают (например – Пермский край). В тех регионах, где ЦИАЗы распущены, их функции исполняют другие подразделения, в том числе, и пресловутые участковые.

2. Прокуратура. Общий прокурорский надзор за исполнением законодательства включает и надзор за соблюдением законодательства об авторских правах. Кроме того, сотрудники прокуратуры наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях по ст. 7.12 КоАП.

3. Федеральная антимонопольная служба. Имеет право проводить проверки по заявлениям конкурентов, исходя из той логики, что использование нелицензионного программного обеспечения создает неконкуретное преимущество перед легальными пользователями ПО. В ближайшее время такого полномочия не станет: ФАС разработаны поправки в закон «О защите конкуренции», и к отношениям, связанным с обращением товаров, произведенных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если соглашения (действия), связанные с использованием исключительных прав, направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции при обращении соответствующих товаров указанный закон применяться более не будет.

4. Судебные приставы. Вправе проводить проверки на основании решения соответствующего суда и выданного исполнительного листа. Практика относительно новая и стремительно развивающаяся.

5. Минкульт – проводит проверки в «подшефных» организациях.

6. Росстрахнадзор и Центробанк также контролируют использование программного обеспечения страховыми компаниями и банками соответственно.

Другие публикации ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ »
Яндекс.Метрика